Концертмейстер - это оправа, а солист - это картина

Концертмейстер - это оправа, а солист - это картина

В этом номере (№ 01 (22) от 30.12.2023 г.) с удовольствием представлю вам, дорогие читатели, педагога по классу фортепиано, солиста камерного ансамбля, концертмейстера Нину Вячеславовну Клочкову. Концертмейстерство – вид музыкального исполнительства. Музыканты отводят особую роль личности концертмейстера как интерпретатора музыкального сочинения. Другими словами, концертмейстер помогает солисту (вокалисту, музыканту) раскрыть музыкальный замысел, вдохновить исполнителя и представить его в лучшем свете. Два пианиста – это равноценное концертмейстерство.

Нина Клочкова родилась в Белорецке. Её родители познакомились на танцах под духовой оркестр в Нижнем селении. Отец работал металлургом на заводе, а мама преподавала математику в школе, была отличником просвещения, сейчас она на пенсии. Уже с 5 лет Нина Клочкова подбирала мелодии на слух, не зная нотной грамоты, так как Господь одарил её абсолютным слухом. После музыкальной школы Нина Клочкова проучилась 4 года в Магнитогорском государственном училище имени М.И. Глинки. Далее поступила в Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского и окончила её в 1988 г. Затем по распределению переехала в Тобольск, где 7 лет проработала педагогом и концертмейстером в Училище искусств и культуры имени А.А. Алябьева. В 30 лет Нина Вячеславовна вернулась на малую родину, где по приглашению директора Белорецкой музыкальной школы Александра Николаевича Александрова стала работать преподавателем и концертмейстером. По состоянию на 2023 год стаж работы Нины Клочковой составляет 34 года, и она продолжает заниматься своим любимым делом, знакомя детей с миром музыки, аккомпанируя 43 ученикам и ведя специальность будущей звёздочке.

Наша беседа была достаточно непринуждённой, и включала в себя не просто вопросы и ответы. Диалог наш отличался красотой естественности, моей задачей было помочь талантливому музыканту раскрыться хотя бы чуточку больше в моменте и в перспективе.

— Нина Вячеславовна, я лично видела вашу виртуозную игру на фортепиано и хочу выразить своё уважение и самые добрые комплименты, потому что считаю вас абсолютным музыкантом в самом лучшем смысле этого слова! Как начинался ваш музыкальный путь?

— Мой старший брат ходил в музыкальную школу, и дядя подарил маме фортепиано. Помню, как в садике я подбирала мелодию частушки «Милый, чё!», думая, что это просто бездна красоты и прекрасней этой мелодии вообще нет! Тогда я не знала ничего больше. И вот я сижу и на слух подбираю, а там тоника, субдоминанта и домината – классические гармонии. В 6 лет мама отдала меня в музыкальную школу. Мне всегда очень нравилось играть, у меня ничего не болело, не зажималось. Музыкальную школу я закончила с удовольствием. Мне давали трудные произведения. Где-то я прочитала, что абсолютный слух – это свойство не ушей, а мозга. То, что я слышу, легко могу подбирать. Мне так радостно! Мелодию из программы «В мире животных» я воспроизвела в 13 лет. Взрослые говорили о моих незаурядных способностях.

— Вы пишите авторскую музыку?

— Я слышала её, когда была в пятом классе, она мне приснилась, но я не смогла записать. А в консерватории нас заставили сочинять свои произведения, и я писала. У меня получилось и в народном мечтательном стиле, и в таком мужественном. Фуга там есть, полифония, то есть многоголосье. Одна тема звучит, потом эта же тема переворачивается в другом голосе. Они соединяются, переплетаются. Но Баха ещё никто не превзошёл. У него есть шести-, семиголосные произведения. Бог нам его дал.

— Да, Бах уникальный композитор, он свои произведения посвящал Богу. А в чём ваше призвание?

— Классическая музыка меняет сознание. Есть произведение у Баха «Чакона» для скрипки, оно переложено для фортепиано. Там про Создателя, как Он идёт на Голгофу, потом Его распинают, Он падает в ад, потом воскресает. То есть у каждого свой крест, который человек должен нести по жизни. В училище я репетировала и тут заходит бывший музыкант и его друг охотник, просят что-нибудь сыграть. И я сыграла им «Чакону». Надо было видеть, как слушал охотник, закинув голову вверх. Он подошёл ко мне, встал на колено, поцеловал руку и сказал: «Нина Вячеславовна, я буду за вас молиться всю жизнь. Что я делал? Как я жил?..». Одного человека я спасла. Музыка Баха внутри него всё перевернула. Ещё Бетховен в 9 симфонии написал, что людям нужно объединиться, не надо никаких войн. Самое драгоценное качество – это доброта. И нет против него никакого оружия. Классическая музыка – это Царство небесное на земле. Призвание – через музыку направлять взгляд человека на высоты, на Бога.

— Какие качества классическая музыка развивает в человеке?

— Доброту, сострадание, принятие. Музыка потрясает, когда слушаешь оркестр, живой звук. Это же не какая-то абстракция, это физическая энергия, пропущенная через тромбон, через связки (вокал), через клавиши. Музыкальная машина молчит, пока человек не оживит её. Музыка – это душа мира. Какой народ, такая и музыка. У Чайковского меланхоличная музыка, потому что мы в России такие, задумчивые. Когда Пётр Ильич был в Америке, его назвали великим мастером музыки, аплодировали ему, а он говорил, что эти аплодисменты матушке России и русской музыке. Раньше же рождались в своих домах, и Чайковский родился в родном доме. Это положительно повлияло на его талантливую жизнь.

— Что вы чувствуете во время игры, в момент выступления?

— Когда я играю, то понимаю, как примерно должно звучать. Редко, когда я себе нравлюсь. Например, с одной девочкой мы много репетировали «Кадриль» и как-то всё не то, но выступление получилось хорошо, и это почувствовала публика. Это сложно уловить. Или долго репетировали с учеником произведение «Гори, гори, моя звезда», но загорелась эта звезда только на концерте, мы совпали с солистом. И грустно от того, что этот унисон бывает крайне редко. Поэтому я испытываю какое-то щемящее ощущение правильности.

— За что любите концертмейстерство?

— Ты человеку выбрасываешь свою энергию, а он тебе. Это обмен энергией. Через звуки. В детстве я маме сказала, что хочу быть артисткой. Она сказала: «Ты будешь ею», и я обрадовалась, внутри меня всё заликовало! Мама научила меня тому, что любую задачу можно решить, пусть даже её решение займёт два-три дня. И играя, я думаю, что всё равно из этого что-нибудь получится.

— Вы говорите своему ученику критику?

— Нет, нельзя критиковать. Исправлять ошибки нужно любя. Главное не отбить желание у ребёнка. Как правило, из-за критики дети бросают музыкальную школу. Как педагоги, мы стремимся сделать так, чтобы ребёнок полюбил музыку, вспоминал учёбу в школе, как альтернативу основной и как самые лучшие годы жизни.

— В чём особенность вашей методики преподавания?

— Игра на слух и только потом чтение нот, игра по нотам. Помогаю понять, что инструмент шикарный, это целый мир. Можно найти грозу, звёзды. Игра должна приносить удовольствие ребёнку, а не дискомфорт.

— Я выросла на севере, где три года мне посчастливилось учиться в музыкальной школе игре на фортепиано. Моя учительница Татьяна Васильевна подбирала произведения под характер своих учеников. А так как я была очень смелым ребёнком, то для меня было выбрано произведение Е. Накада «Танец дикарей». А вы тоже подбираете произведение под характер ребёнка?

— Да, всё правильно, это же сублимация. Ещё можно подбирать под то, что можно где-то сыграть. Это эстрадно-популярные произведения, чтобы друзья восхитились. Девочкам, как правило, даём лирические произведения: «К Элизе», «Лунная соната» Бетховена. Мальчикам – мужественные, мажорные. Произведения Моцарта вообще недосягаемы, ангельские. Иногда с ребёнком мы проводим больше времени, чем его родители. И, конечно, подбираем произведения под темперамент. У меня с мальчиками очень хорошо получается взаимодействовать. Например, Булату на его выпуск я выбрала И. Берковича – вариации на тему Н. Паганини.

— Кто ваш любимый композитор? Какие любимые произведения?

— И. С. Бах. Я сейчас книгу читаю о его жизни, и там описывается эпизод, когда собрались органисты и сказали Баху, что так нельзя писать музыку, критиковали его. Но он никого не слушал. Из произведений И. С. Баха любимое – «Органная прелюдия» фа минор, примерно оно означает «Иисус Христос, Ты в моём сердце». Ещё очень нравится вторая часть фа-минорного концерта. Это божественно, поднимает на облака. Жизнь вечна. Музыканты больше всего имеют отношение к вечности. Мы смерти не верим. Это тело истлевает, а душа вечна.

— У вас были персональные концерты?

— Когда я приехала в 1995 году после Тобольского училища, то играла произведение И. С. Баха «Чакона». Столько лет прошло, очень хочется, но всё никак не могу. Есть проблема расстроенного инструмента. Нужен настройщик, чтобы постоянно следить за состоянием инструмента. На рояль влияет температура в зале и другие факторы. Фортепиано «Заря» — один из лучших инструментов по качеству.

Когда будет ваш персональный концерт?

— Замечательные вещи говорите, которые я никак не могу осуществить. Инструмент должен вдохновлять. Недавно мы ездили в Магнитогорск, там, в училище стоит замечательный инструмент, за которым я бы с удовольствием работала. Какой инструмент, такое и концертное платье. В Уфе мы играли за роялем, который поднимал на небеса. Сопротивление клавиш такое, как мне нужно, я полностью расслабляюсь, понимаю, что это полностью мой инструмент. В Магнитогорске мы с Наташей Никифоровой играли «Молитву» Г. Ф. Генделя на конкурсе. И кто-то сказал: «Гениально!». Ну, инструмент гениальный! Не нужно чего-то искать, как, например, на нашем инструменте «Красный октябрь». Поскольку он не очень хорошо играл всю жизнь, приходиться делать какие-то манипуляции, чтобы что-то хорошее из него вытащить.

— То есть расстроенный инструмент – это серьёзный недостаток Белорецкой музыкальной школы. Нет должности настройщика, который бы постоянно следил за состоянием пианино, рояля?

— Конечно, а это самое главное. На 70-летний юбилей школы звали высоких гостей из Уфы, а инструменты не настроены, понимаете, рояль. Полный зал народу. Если мы позволяем слушать такие инструменты, то это значит, что или мы не понимаем, или мы себя не уважаем. Самое главное, это настроенные инструменты. Настройщик – это самый главный человек в школе, но не все это понимают. Немножко грустно, когда в фильме про школу появляется рояль, сразу всё падает с небес на землю. За школу обидно. И потом всё-таки нашли настройщика и настроили. Это же физика. Расстроенный рояль – это как больной человек.

— Чего не хватает Белорецкой музыкальной школе?

— Хорошо настроенных рабочих инструментов и новых концертов. 12 лет назад мы делали концерт преподавателей. Всё пройдёт, нас не будет, а наш концерт останется в истории и памяти людей. Это вклад в вечность. Мне очень нравится, когда все играют. Сегодня сложно уговорить кого-то, потому что устают из-за огромной нагрузки. Но хочется, чтобы родители детей полюбили нас, посмотрели, у кого занимаются их дети. А ведь дети практически не видят, как играют их педагоги. Почему, например, в театр люди идут, раскупая все билеты? Потому что сердца актёров обращены к своим зрителям, с любовью к человеку. А у нас в музыкальной школе три, или четыре года назад купили рояль, но не разрешают на нём заниматься. Дорогой. Но если мы недостойны, то детям разрешите. Из-за чего ещё я ушла из Тобольского училища, — директор говорил, что купит рояль «Yamaha», поставит его в кабинете, повесит амбарный замок, а мы будем в дырочку на него смотреть.

Говоря о своей мечте организовать концерт, Нина Вячеславовна светилась. Было видно, что музыкант ищет в выступлении самых возвышенных эмоций, отрыв от временных рамок, соединения с вечным состоянием блаженства, в котором нет скованности, комплексов, мирской суеты. Я думаю, что белоречане по достоинству оценят персональный концерт Нины Вячеславовны, если его организует музыкальная школа!

— Что вы посоветуете детям и взрослым, которые хотят заниматься музыкой, но сомневаются, или сталкиваются с какими-то препятствиями?

— Я считаю, что каждый человек должен окончить музыкальную школу, хотя бы пять классов, чтобы соприкоснуться с миром звуков, открыть себя, раскрыть. Наша школа одна из лучших, здесь готовятся сильные выпускники. Ведущий программы «Москва. Кремль. Путин» Павел Зарубин вышел из нашей музыкальной школы. Родители не должны претыкаться на оценках. Далеко не всегда на развитие музыкального таланта влияют цифры в дневнике. Например, сольфеджио может доставлять трудности в начале музыкального пути, тогда как специальность возносит ребёнка на высоту. Что часто бывает в таких случаях? Сам ребёнок, или его родители, видя неуспех по одному предмету, бросают всю школу. И это неправильно. Нужно уметь проходить разные этапы жизни, не сдаваясь на полпути, или даже перед самым финалом. Ребёнку всегда нужно давать шанс, а не рубить с плеча. Тем более в переходном возрасте человеку очень трудно, и его нужно особенно поддерживать, помочь не бросить, не сдаться.

— Что пожелаете читателям нашей газеты?

— Здоровья, мирного неба, счастья, понимания, роскоши человеческого общения.

Спасибо! Нина Вячеславовна, желаю вам в 2024 году выступить на своём персональном концерте и сыграть не только произведения классиков, но и авторские композиции! Вы этого достойны!

06:46
39

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...