«Кино – это и есть машина времени»
В Белорецке открылась киношкола при ДМШ, а её руководителем стал Салават Анурович Вахитов – режиссёр-постановщик, сценарист, аниматор, художник. Сейчас ему 50 лет, он снял около 20 фильмов, крайние из которых «Рух», «Под покровом», «История заблудшей овцы», а также в процессе работа над очередным киносюжетом. Родился в Уфе в семье писателя и учительницы. Папа тоже немного поработал учителем после окончания БГУ, а вот мама преподавала ядерную физику сначала в авиационном университете, затем в пединституте.
В детстве Салават Вахитов много читал, и уже к 14 годам прочёл всю классическую литературу: Достоевский, Шукшин, Горький, Пушкин, Лермонтов и другие. Кроме книг будущий режиссёр увлекался музыкой и рисованием – занимался в музыкальной и художественной школах, которые находились в одном здании. Для него это был единый дом. Утром он занимался на скрипке, потом шёл рисовать, а затем обратно поднимался играть в оркестре. В 1987 году Салават Анурович занялся мультипликацией. Под руководством режиссёра Салавата Шайхинурова 17-летние подростки нарисовали фильм, который получил Гран-при в Польше на международном фестивале.
— Так я прикоснулся к кино, — рассказал в интервью газете «Живи ярко!» Салават Анурович. – Потом организовали киностудию Башкортостана. И одними из первых, кого отправили учиться на мультипликацию, были мы, всего 13 человек. Мы поехали в Алма-Ату, где прошли полный курс обучения классической мультипликации. Оттуда вернулись в Уфу, и какое-то время работали на киностудии. Потом у меня была выставочная деятельность в Москве, так как по первой профессии я художник-живописец. В 23 года я поступил во ВГИК на режиссёрский факультет. Мне всегда было интересно то, что я не умею. Один из меценатов мне сказал: «Ты знаешь, почему я тебе помогаю? Потому что в тебя всё самое лучшее вложили твои учителя. А они были великими людьми. И на тебе большая ответственность». Нашему мастеру Александру Степановичу Кочеткову было уже 80 лет. Все его студенты состоялись как режиссёры. Если взять наш курс, никто не ушёл в другие профессии. Многие преподают сами.
— Салават Анурович, вы занимаетесь любимым делом — это мечта?
— Это моя жизнь. Я не отношусь к кино, как к мечте. Я вообще никогда не хотел стать режиссёром. Это само собой случилось. То, что я учился и живописи, и музыке одновременно, сложилось во мне в некий аудиовизуальный ряд, то есть кино. Я воспитан на классическом искусстве эпохи возрождения, что в музыке (Бах, Бетховен, Шопен, Рахманинов, Шостакович), что в живописи. Соответственно я люблю большое кино: Бергман, Феллини, Дзеффирелли, Бертолуччи, Тарковский. Это режиссёры, которые выросли из эпохи возрождения, где действуют законы классической академической живописи. Считаю, что кино – это и есть машина времени. Люди пытаются изобрести машину времени, да она давно уже изобретена. Главное в нас – это сознание, и мы работаем с сознанием человека. И кино может сильно влиять на сознание людей. Например, после выхода фильма «Летят журавли» народы мира поняли, что Советский Союз победил фашизм.
— Вы родились в Уфе. Почему решили переехать в Белорецк?
— Я много где жил: в Алма-Ате, в Москве, в Санкт-Петербурге, в Марселе… Кино – это внешняя политика государства. Почему мы оказались в такой яме? Потому что нам Голливуд навязал свои ценности. Что оказывается, надо украсть или заработать миллион, чтобы быть счастливым. А нам это вообще не присуще. Стереотип поведения и вообще мировоззрение само чуждое. Мы пытались это примерить на себя. Может быть, у кого-то это получилось, кто сейчас олигархи, разворовали страну, но простые люди… Наше телевидение показывает, в основном, кино или про бандитов, или про олигархов. А где фильмы про учителей, врачей, работяг?..
И вот я в Белорецке. Я приехал сюда, потому что здесь стал главой мой старый друг и очень опытный руководитель Андрей Иванович Иванюта. Историю делают личности. Он человек очень ответственный, порядочный, не коррупционер. Я знаю, что он будет стараться делать всё, особенно для детей, для белоречан. Для Белорецкого района он сделает всё, что в его силах. Он боевой офицер, у него ордена и медали, он участвовал в военных действиях, ходил на Пик Победы и понимает, что такое идти в одной связке. И я понимаю, что пока он здесь работает, я тоже смогу что-то сделать для Белорецка и Белорецкого района в области кино. У нас цель создать киностудию детских юношеских фильмов. Почему? Потому что Белорецкий район – не только самый большой, красивый, шикарный, а ещё и потому, что здесь испокон веков снимали кино. Здесь у каждого белоречанина хоть кто-нибудь из родственников там работал! Например, в Уфе такого нет. В Уфе не снимали «Вечный зов». А в Белорецке снимали. Поэтому здесь есть кинематографическая публика. Когда я приехал, почувствовал поддержку самих белоречан. Поэтому есть шанс, что всё получится.
— Расскажите о Белорецкой киношколе.
— Мы начали работать с 1 февраля, но официально День рождения киностудии решили сделать весной, 27 марта. Кино – это производство. Здесь должны быть станки, камеры, интернет, кинозал. У меня ребята уже пишут режиссёрскую разработку, прошли теорию, подошли к съёмкам фильма, и я надеюсь, что с апреля мы уже начнём снимать. Хотя мы уже снимаем, делаем актёрские этюды и мозговой штурм – короткометражные истории не больше минуты.
— Да, я видела один такой одноминутный ролик с интересным названием «Игра без ошибок». Этот фильм о том, что мы боимся ошибаться, поэтому тихо сидим в стороне, где нас не видно и не слышно? А нужно просто делать, не думая о мнениях других людей…
— Там много может возникать мыслей, каждый увидит своё. В этом и вся гениальность сюжета Саши, ему 14 лет. Александр Щеглов – очень талантливый скромный мальчишка, весь в себе, его тяжело разговорить, но внутри он очень богат. Спаситель же сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть». Всё главное внутри нас. Снаружи – это только то, что реализуется. И как раз сюжет об этом. Почему и звучала музыка Баха, то есть они слышат внутри себя эту музыку, она живёт внутри. Для меня идея в этом. Да, конечно, там есть идея о том, что страх ошибки. Здесь вроде как играешь и не слышишь, что ошибаешься.
— А могут взрослые участвовать в жизни киношколы?
— Планируем начать с апреля вечернюю киношколу для взрослых по вторникам и пятницам. Думаем, как это организовать, где проводить. Для чего это нужно? Чтобы подготовить команду взрослых людей, которые смогут безболезненно перейти в профессию кино и создавать фильмы. Причём не только мои. Я с удовольствием работаю с детьми и помогаю им делать их фильмы. Нужно снимать о том, что тебя волнует и о том месте, где ты живёшь. Можно рассказать историю про соседку, или про любимую учительницу. И дети начали писать истории, связанные с Белорецком, с их окружением. Кто-то на Малиновой горе хочет снимать. Когда я общаюсь с детьми, удивляюсь их фантазии, мышлению. Им нужно просто дать инструмент, научить создавать картину. И мы учимся законам драматургии, что такое конфликт, кульминация, развитие, герой, антигерой и т.д.
— Что пожелаете читателям?
— Успехов, потому что успех даёт Всевышний, когда мы исполняем Его волю. Жизнь – интересная штука! Не существует одинаковых моделей, каждый случай индивидуален. Например, люди думают, что дворник – это не призвание. Дворник – это величайшее призвание, это человек, который очищает мир от грязи. И я видел дворников, которые настолько гармонично находятся в своём призвании, что счастливы, их любят, и они любят. Наша задача воодушевлять друг друга. Добрым словом помогать друг другу. Тогда и мир добрее станет. Когда мне начинают говорить: «Вот мир такой ужасный, воруют!». Я говорю: «Подожди, где, кто своровал? Покажи! Давай посадим его». То есть нельзя общими фразами обвинять этот мир за то, что я несчастный, понимаете? Если я несчастный, значит это моя проблема личная, это не проблема мира. Мне нравится фраза: «Кто хочет что-то сделать, тот ищет средства, кто не хочет – ищет оправдания».
— Спасибо!
1 комментарий