Поговорим о русском языке и современном образовании

Поговорим о русском языке и современном образовании

Выбирая между семейным и общеобразовательным обучением, большинство родителей России склоняются к последнему варианту и отдают своих детей учиться в государственные школы. Но что мы знаем о системе образования 21 века? С какими проблемами сталкиваются учителя и дети в современных школах? На эти и другие вопросы ответил поэт, а также учитель русского языка и литературы Белорецкой гимназии №17 Александр Тутиков. Его общий педагогический стаж составляет 32 года.

Александр Владимирович родился в Свердловске (Екатеринбурге) на Уралмаше. Как все дети начала 60-х годов он мечтал стать космонавтом. После окончания первого класса семья Александра Тутикова переехала жить в Ташкент – там он окончил школу и политехникум связи. Вскоре после поступления в университет на филологический факультет его забрали в армию. Отслужив в военно-воздушных войсках, он продолжил 6-летнее обучение в ВУЗе. На филфак пошёл осознанно, смотря на маму – учительницу русского языка и литературы, которая научила его любить родной язык, а после университета стал преподавать его в местной школе. Прожив в Узбекистане 25 лет, ему с женой и дочкой пришлось оставить всё, и в 1994 году они переехали в Белорецк, начав жизнь с чистого листа.

— Александр Владимирович, как вы оказались в Белорецке?

— Когда в Ташкенте стали запрещать русский язык, для узбеков мы отчасти стали врагами народа. Нам грозили, что к 2000-му году в Узбекистане русского языка вообще не будет. Так что проблема национальных языков нам очень близка. В узбекской школе я работал много лет. У меня были любимые ученицы, которые знали наш язык гораздо лучше современных русских мальчиков и девочек, в Белорецке я таких не видел. В некоторых классах узбекской школы была программа углубленного изучения (11 уроков в неделю). Те, кто учились, знали предмет на пять с плюсом. Я стараюсь учить школьников по старинке, правда мне за это здорово достаётся, но к девятому классу мои ученики в основном становятся грамотными. Хотя очень трудно сейчас работать.

— А в чём заключается сложность работы учителем сегодня?

— Не читающие дети. Они не знают половины русских слов, особенно тех, которые употребляются в письменной речи. Если они не читают, откуда будут знать? Любой диктант из нашего детства им нужно объяснять, причём такие слова, которые знали троечники моего возраста.

— Существует мнение, что по сравнению с отличниками и хорошистами троечники более успешны в жизни, так как они мало времени уделяют занятиям в школе, и больше вкладывают в творчество, в то, что им нравится.

— Ну, тут и генетика, и талант, и Божья печать. Где когда Горький учился? А стал великим писателем. Он вообще в школу не ходил никогда.

— Плохая начитанность современных школьников – только ли в этом проблема?

— В том числе. Раньше была обязательная литература, которую заставляли читать. Нельзя было перейти из класса в класс без знания определённых произведений. Поэтому даже троечники читали. В классе была пара человек, которая никак не хотела учиться, а сейчас, наоборот, пара человек, которые что-то читают. Это, так называемые медалисты, которые по уровню знаний тянут на твёрдого троечника 60-х годов. Ну как можно знать литературу, не читая её? «Колобок», «Теремок» – это почти всё, что читают в современном 9-10 классе. Словарный запас нулевой, школьники осваивают только разговорный язык. Сегодня наши русские люди, как иностранцы.

— Почему сегодняшние ученики слабее своих предшественников?

— Есть определённые давления на школу, на учителей. Раньше учителя мало получали, но их уважали, к ним прислушивались. А сейчас государственная политика направлена на унижение и истребление учителей, как сословие. Нам придумывают дополнительные контрольные работы (всероссийские, республиканские), хотя у нас хватает своих плановых контрольных работ (в конце каждой четверти, в конце года). Нас хотят загрузить ещё больше, чтобы невозможно было дышать. Сегодня молодёжь не хочет работать учителями. Моя дочь пробовала работать в школе, но убежала оттуда через два месяца. Сейчас она работает чиновником в другом городе, у неё хорошая зарплата и премиальные.

— Ей не понравилось отношение в школе, невоспитанность детей или зарплата?

— Всё вместе, полный букет. Даже при царе учителя получали очень небольшие деньги, но авторитет и уважение были беспредельные. При Сталине также. Раньше медали давали только заслуженным ученикам, а сейчас школы соревнуются между собой, у кого больше. Такое соревнование гибельно. Доходило до абсурда, когда при бывшем директоре отдали 17 медалей, причём вряд ли хоть один ученик был достоин их. Раньше медалям верили. Если у ребёнка было серебро, это означало 100% знание предмета. А уж о золоте и говорить нечего. Вот насколько раньше была система жёсткая, настолько сейчас она расслабленная, вообще никакая.

— Да, безусловно, у жёсткости есть свои сильные качества, но всё же это крен в противоположную сторону. Какая система вам больше симпатизирует?

— Что-то среднее. Я учился в брежневские времена, конец 60-х, начало 70-х годов, когда была и строгость достаточная, но уже не было жёсткости сталинской. Была хорошая дисциплина без жестокого обращения с детьми. Да и советское образование 70-х годов считается лучшим в мире.

— Когда начались послабления в образовании и почему?

— Упадок в образовании начался в 80-х годах. Придумали акт, чтобы не отставать от запада, ввели обязательное среднее образование — 10-летку. До этого школьнику достаточно было окончить 7 классов, и если он не хотел учиться дальше, шёл работать. Для этого были училища и все рабочие специальности. А если рабочая молодёжь хотела повышения в должности, то шла доучиваться и получала аттестат о среднем 10-летнем образовании. Это давало возможность увеличить доход и перейти на менее тяжёлую работу. Естественно люди к этому стремились.

Сейчас же молодым людям с дипломами о высшем образовании трудно устроиться. Но это началось тогда, когда ввели всеобщее среднее образование, при котором все в обязательном порядке должны окончить 10 классов. Тут и пошли сбои, откровенное рисование оценок, потому что многие не хотели учиться. Школьник, например, уже с 6-7 класса не учиться, а его тянут за уши. Сколько министров поменялось с того времени, а всё одно и то же. По всей видимости, никто не собирается ничего менять. У нас всё очень плохо с образованием.

— Александр Владимирович, как помочь ребёнку понять своё призвание и следовать за мечтой? Как правильно воспитывать детей?

— Вначале детей нужно заставить учиться. Как раньше учили? Мой дедушка окончил 4 класса Церковно-приходской школы, он очень грамотно писал, ошибок не делал. Его учили священники, применяя розги. Ведь не зря говорят: «Кто балует ребёнка, тот его испортит». А сейчас баловство идёт в ранги. По новому закону ребёнок может пожаловаться на своих родителей и посадить их за решётку. То есть взращивают Павликов Морозовых. Хотя свою дочь я никогда не наказывал. Она росла очень хорошенькой, была золотым ребёнком, пока не стала подростком. Тогда у меня появились первые седые волосы. Но потом всё прошло, и сейчас она вполне благополучная.

— Перечислите основные проблемы в образовании.

— Во-первых, соревнования. Министерство требует, чтобы не было двоечников, второгодников. Но они всегда были. Нельзя закрывать глаза на всё плохое и негативное, нельзя выпячивать то, чего нет, делать вид, что всё хорошо. Во-вторых, рисование. У нас вообще рисованием занимаются во всех сферах, не только в образовании. Это, наверное, общая беда России. Рисуют показатели. Кстати, Белорецк часто страдает от того, что не так нагло рисует, как другие города. Вот мы и отстаём. Если бы у нас всё было честно, мы Америку уже давно перегнали! Безусловно. В-третьих, свободный доступ в интернет во время занятий. Например, текст диктанта иногда берётся из интернета. Дети тут же достают телефон и списывают. Получается диктант-списывание. А преподавателю трудно проследить за всеми учениками, хотя при проверке видно, кто писал сам, а кто списывал. Родители не должны покупать дорогие телефоны своим детям. Они играют на уроках, находятся в разных чатах. Какая учёба? Конечно, всё мимо идёт. Так что гаджеты приносят очень много вреда. В-четвёртых, нет рамок приличия. В школах дети ходят откровенно в обнимку, виснут друг на друге, целуются.

— Мне кажется, в школе нужно ввести предмет целомудрия.

— Может быть, этику и эстетику. Но всё идёт от родителей. Ребёнок видит и повторяет. Мама – это образец для девочки, какой должна быть жена, а папа – образец для мальчика, каким должен быть муж. По характеру, привычкам и отношению к детям и взрослым.

— Задача школы – дать знания, а научить ребёнка нравственным ценностям должны папа и мама.

— Я слышал от своих ровесников: «Пусть живут до брака, сейчас все так делают». Сожительство называют «гражданским браком». Хотя гражданский брак – это ЗАГС. Сам термин возник в советское время, когда перестали венчаться. Когда атеизм начался, молодые шли расписываться в ЗАГС, и становились мужем и женой. А сейчас многие просто сожительствуют, это приводит к разврату, потому что обязательств нет, что-то не понравится, можно уйти к другой. Никаких последствий.

— Как вы относитесь к семейному (домашнему) образованию?

— Если у родителей много детей, почему бы нет? У дворян было только домашнее образование. Они поступали в университет из дома фактически. Это потом придумали гимназии, уже ближе к 20 веку. Например, Грибоедову было 11 лет, когда он поступил в университет. Ему пришлось специально заказывать шпагу, потому что маленький был.

— Александр Владимирович, помимо вашей преподавательской деятельности вы являетесь ещё и поэтом, давно посещаете Белорецкое литературное объединение «Плавка». С какого момента вы начали преподавать теорию поэзии плавчанам?

— Года полтора назад. Талант – это одно, но нужно ещё и трудолюбие. Чтобы написать хорошее стихотворение, нужно знать определённые правила, много читать.

— Кто ваш любимый поэт?

— Из белорецких поэтов я очень уважаю Евгению Носову – она очень талантливый человек. Я считаю, что она не оценена. Женя пишет в редкой манере образных стихов, мало, но качественно. Так и должно. Евгению Носову всегда отмечала Нина Николаевна Зимина.

Александр Владимирович, пожелайте что-нибудь читателям нашей газеты.

— Читайте не только развлекательную, но и серьёзную литературу, особенно классику.

11:46
2002

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...