В Белорецк приехал режиссёр из Уругвая

В Белорецк приехал режиссёр из Уругвая

«Россия – моя вторая Родина», сказал на встрече с белоречанами латиноамериканский режиссёр, актёр, театральный педагог, общественный деятель и кандидат в президенты Уругвая 2009 года Рауль Родригес да Силва. 5 сентября в малом зале Городского Дворца культуры он провёл мастер-класс по театральному искусству, основанному на школе Станиславского. Перед тем, как поделиться знаниями и опытом в области кино и театра, он стоял на сцене, приветствуя публику словами: «Я солдат России, который служит на благо русской культуры».


Рауль Родригес да Силва родился в 1943 году, воспитывался в атмосфере русской культуры (Толстой, Достоевский, Чехов, Чайковский). Будучи активным гражданином своей страны, Рауль прошёл нелёгкий путь противостояния. Был приговорён к заключению во время правления чилийского государственного деятеля Пиночете, пришедшего к власти в результате военного переворота 1973 года. В Чили и Уругвае Рауль отсидел в общей сложности 12 лет. Был приговорён к смертной казни, но сбежал в Швецию, откуда вернулся в Уругвай спустя 3 года.

Советский Союз помогал развивающимся странам, одной из которых был Уругвай. Рауль Родригес хорошо знает историю Великой Отечественной войны, любит Парад Победы 9 Мая и, как солдат, отстаивает русский мир. Во многих странах ставит спектакли по пьесам наших классиков, а также современных российских авторов. С детства Рауль Родригес чувствует тесную связь с русскими, поэтому последние события и атаки на Россию он воспринимает очень болезненно:

— В настоящее время в мире ущемляется русская культура, идёт открытая русофобия. На какое-то время тюрьма отстранила меня от театральной жизни, но даже там я не переставал думать о театре и о том, что я сделаю, когда выйду. После освобождения я приехал в Россию. Советского Союза уже не было, но преподаватели ГИТИСа общались со мной, как с настоящим советским человеком и передали мне всё, что знали сами. Языковой барьер не помешал. И для меня важным обязательством является передать эти знания здесь и сейчас. В столице Уругвая Монтевидео живёт российская актриса. Когда началась вся эта противороссийская пропаганда, её это очень задело, и она сильно переживала. Ей было стыдно за происходящее. Но я сказал ей, что она должна гордиться тем, что она русская! Россия подарила миру самую крупную, самую важную, самую богатую культуру! Россия спасла мир от нацизма, от Гитлера и от этой огромной угрозы, которую он представлял всему миру. Поэтому актрисе я сказал, чтобы она держала голову высоко и уверенно говорила: «Да, я русская! И что?». И она поблагодарила меня за эти слова. К чему я говорю всё это? К тому, что нам стоит гордиться Станиславским и тем, что он подарил мировому театральному сообществу. Он на 180 градусов преобразовал театр. С него началось обучение театральному мастерству, как дисциплина, как система.

Знакомство Рауля с российским театром началось с ГИТИСа, с которым он сотрудничает уже более 30 лет. Рауль многое делает для развития российско-уругвайских отношений, для расширения культурно-гуманитарных обменов между Россией и Латинской Америкой, является представителем школы Станиславского в Южной Америке. А недавно он снялся в фильме, сыграв башкира, которого ударила молния, забрав родной язык, но подарив испанский.

На встрече Рауль много говорил о системе Станиславского, который объявил себя врагом клише и стереотипов, ведь для него театр был не игрой, а жизнью.

В кино важны детали для того чтобы не просто сыграть роль, а прожить её, стать персонажем. У всех хороших фильмов (а не проходящих) есть пауза, следующая за событиями. Это даёт возможность зрителю подумать над сюжетом, переосмыслить жизнь. В американском кино не так – там события пролетают с молниеносной скоростью, только бы развлечь потребителя, не дать ему подумать, а за него сделать умозаключение. Это отнимает у человека способность мыслить критически. У хороших фильмов есть определённая ритмика всех происходящих событий.

В театре ценится творческий подход, когда актёрпривносит новое, не нарушая сценарий. Однажды, во время спектакля, исполняя роль своего персонажа, Рауль поднял стул, помахал им над головой, а затем вернул на место. Почему? Потому что впоследствии на стул должен был сесть другой актёр. То есть он преследовал цель — каждое представление должно быть ещё более насыщенным, богатым и живым, чем предыдущее.

Существуют правила хорошего кино, такие как внимание (так как актёры работают на публику) и воображение (умение представить себе всю жизнь своего персонажа). Сегодня проблема воображения повсеместна – люди мало читают.

В театре встречается проблема копирования, есть хорошие имитаторы, которые не являются хорошими актёрами. Они могут только скопировать персонаж, но не создать его. Настоящий актёр умеет «родить» своего героя уникальным.

В кино важно выработать заданные обстоятельства, то есть то, что не прописано в сценарии, но составляет целостность картины. Всё, что сказано и не сказано, а также все элементы постановки – от освещения до музыки.

Мастер-класс по театральному искусству плавно перешёл к жизненным откровениям Рауля, а затем и к вопросам. Например, на вопрос «Что общего у России и Уругвая?» Рауль Родригес ответил: «Общие традиционные ценности с той лишь разницей, что в Уругвае это было 50 лет назад».

Под вечную истину о настоящих ценностях закрылся занавес одного жизненного вечера с дорогим гостем и другом России Раулем Родригесом да Силва. Возможно, такие встречи перерастут в создание представительства Башкортостана в Уругвае и наоборот. Пусть это поможет нам дружить и создавать новые полезные для общества проекты.

Анна Хисматуллина, газета «Живи ярко!»



04:25

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...