Интервью с библиотекарем из Челябинска. Часть 2. Современный читатель и виртуальное обслуживание

Интервью с библиотекарем из Челябинска. Часть 2. Современный читатель и виртуальное обслуживание

В первой части интервью кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГИК Ирина Матвеева рассказала о проблемах и стратегическом развитии библиотек. В этой части вы узнаете о виртуальных услугах библиотеки, а также о том, кто он – современный читатель.

— Ирина Юрьевна, расскажите, пожалуйста, о виртуальном библиотечном обслуживании.

— Пытаясь расширить спектр своей деятельности, библиотека в качестве инновации предлагает виртуальный сервис. Моя аспирантка работает над темой «Виртуальное библиотечное обслуживание». В её диссертации мы пытаемся доказать, что это не просто новый режим существования библиотеки, а это формирование нового типа библиотеки. Это возможность благодаря интернет-сервисам выходить в виртуальное пространство и расширять свои границы до невозможности. Виртуальные сервисы библиотек сейчас не очень востребованы у пользователей, но это не значит, что они не нужны, это значит, что, возможно, пользователи даже о них не знают. Ну, например, такие сервисы, как виртуальная справочная служба. Ты пишешь диплом и не хочешь искать литературу или не можешь, или некогда – закажи эту услугу библиотеке, тебе бесплатно её выполнят. Есть бесплатные юридические консультации на сайте. Можно также узнать о происхождении слова, об ударении, как произносить, уместно или неуместно и так далее. Есть такие справочные службы, например, по русскому языку. Есть доступ к электронному каталогу, различным базам данным, коллекциям ссылок и так далее. Библиотеки должны быть навигаторами в социальных службах, в виртуальных сервисах и рекомендовать их разным читателям, обратившимся к библиотеке по телефону или интернету.

Насколько важна клиентоориентированность в библиотечном деле?

— Очень важна. Клиент выступает конечным оценщиком в нашей деятельности, поэтому мы всё должны делать для него. Чем отличается клиентинг? Тем, что пользователь приходит ещё раз, он привязывается эмоционально к этому месту. Это особенность. Клиентинг складывается из качества услуги, из-за отношения к пользователю и эффективных коммуникаций. Всё просто. Но мы не всегда готовы принимать людей такими, какие они есть, мы не готовы забывать о своих амбициях ради общения с клиентом в его пользу. Коммерческие структуры уже давно всё поняли, выстроили отношение, персонал обучили. В библиотеках такая работа ещё не проведена. В организациях есть специалисты, которые проводят обучение и тренинги по привлечению клиентов и работе с ними. В библиотеках тоже есть такие специалисты, которые называются методисты, просто они этого не делают.

— В вашем представлении, какой он – эталон библиотеки?

— Нужный читателю.

— А эталон библиотекаря?

— Воспитанный профессиональный человек, постоянно развивающийся, очень много читающий и понимающий, то есть широкого круга мировоззрения.

Каким вы видите современного читателя?

— Разным. Разный духовный мир у человека определяет разную потребность в получении информации. Кто-то любит женские романы, кто-то любит пошлятину – это показатели уровня его культуры. Библиотека может выстраивать программы чтения, а значит повышать этот уровень. Она раскрывает новые горизонты: от художественного чтения к отраслевому, от виртуального мира фантастики к политическим событиям действительности.

Ирина Юрьевна, что вы прочитали из последнего?

— «Соловьёв и Ларионов» Евгения Водолазкина очень интересная книга. Сейчас у меня на столе лежит «Авиатор» Водолазкина. Этого замечательного автора я открыла для себя через роман-житие «Лавр». Его книги – это то, что я всю жизнь искала! Чтение – это виртуальные миры. Я выбираю литературу, свойственную мне и моему духовному миру.

Евгений Водолазкин – уникальный феномен. Я считаю, что мы присутствуем при рождении знаковой фигуры нашей эпохи. То же могу сказать про уникального певца Игоря Растеряева, который стал продуктом интернета, снятого на смартфон с двумя песнями и потом ставшего популярным во всей России! Патриотизм, заложенный в его песнях, великолепен!

Что вы думаете о книге «Лавр»?

— Потрясающая книга, которая меняет жизни людей, заставляет быть лучше, чище. Достояние Водолазкина – это некое сочетание моих любимых авторов Фёдора Достоевского и Габриэля Маркеса, только с новыми оттенками вкуса. Это чтение счастье! Я проглотила 450 страниц за 20 часов. Я не смогла дальше жить, пока не прочла всю книгу полностью. Мой муж читал по 3-4 страницы в день, сдерживая себя, но смакуя эти строки. Так он читал, чуть ли не месяц, а потом всё-таки сорвался и последние сто страниц прочитал не отрываясь!

— Что пожелаете читателям нашей газеты?

— Больше читать, потому что чтение расширяет кругозор, заставляет нас возвратиться к тем вопросам, о которых по каким-то причинам мы решили не думать. Чтение, в том числе чтение газеты, книг, посещение библиотек, открывает нам новых людей, делает нас мудрее и компетентнее в разных вопросах. Ходите в библиотеку и становитесь её друзьями.

— Спасибо за интересную беседу!

Блиц-опрос с Ириной Матвеевой:

  • Любимый писатель: Достоевский, Маркес, Водолазкин
  • Любимая книга: на сегодняшний момент «Лавр» Водолазкина
  • Любимый фрукт: апельсин
  • Принцип жизни: быть востребованной
  • Жизненный девиз: быть счастливой
  • Мечта: дом в горах, коза и параплан
  • Любимый цвет: оранжевый
  • Любимый певец: Игорь Растеряев
  • Любимое музыкальное произведение: «Времена года» Вивальди
19:25
548

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...