Интервью с библиотекарем из Челябинска. Часть 1. Проблемы и стратегическое развитие библиотек

Интервью с библиотекарем из Челябинска. Часть 1. Проблемы и стратегическое развитие библиотек

Благодаря проекту «Лесная академия Библиобелоречье» кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры Ирина Матвеева стала частым гостем Белорецка. Вот и первые дни февраля она провела в нашем живописном городе, общаясь с коллегами и обучая их теме стратегического развития библиотек. Её лекции действительно интересны, их любят слушать студенты, библиотекари, а также люди иных профессий, например, журналисты. Так, я встретилась для интервью с библиотекарем Ириной Матвеевой.

— Ирина Юрьевна, как вам в Белорецке?

— Я очень люблю Белорецк! Это город сказка. Во-первых, это экологически чистая земля; во-вторых, это город, который нельзя назвать большим, здесь создана уникальная социальная атмосфера, есть доверие к людям. Я люблю такие города, они психологически комфортны. Сама я живу в миллионнике и считаю, что он давит, немного деформирует что ли. Поэтому всегда, когда я приезжаю в небольшие города, такие как Миасс, Златоуст, Белорецк, то всегда чувствую себя комфортно и спокойно. Кроме того, поражает абсолютно белый снег, который даже на проезжей части можно, как сказала моя студентка, грызть! (смеётся). У нас такого снега нет. В Челябинске объявляется первая степень экологической опасности, снег у нас серо-чёрный. Поводом для приезда в ваш город является ЦБС г. Белорецка. Здесь уникальный коллектив, очень неравнодушный, очень активный директор Рашит Гусманович.

— Что вы можете сказать о Лесной академии?

— Организуются сессии – это формы повышения квалификации с одной стороны, с другой стороны – это коммуникативная площадка для обмена достижениями, для организации новых знакомств, а с третьей стороны, это возможность приобщиться к вашей уникальной природе, посмотреть места. Мы были на каменных реках, в храмах, знакомились с местным фольклором, например, выступал Авзянский хор – это очень интересно. В этот раз нам продемонстрировали молодых талантов музыкальной школы. Здесь всё какое-то настоящее и родное! Есть мечта сходить на загадочное место Иремель. Очень люблю природу, горы, которые вас окружают. В деревнях кони пасутся. Неописуемая красота – аж дух захватывает! Я получаю здесь эмоциональный заряд.

— Чем Лесная академия отличается от обычных конференций?

— Конференция предполагает некий ореол научной напыщенности, оторванности от практики, некую чопорность. В Лесной академии эти барьеры сняты. Здесь люди не стесняются учиться. И они выступают не только объектами обучения и профессионального общения, но могут стать и субъектами, рассказывая в формальной и неформальной обстановке о своих проектах, о своей деятельности. То есть эта площадка более комфортна для профессионального общения. Проект интересен своей камерностью, функциональной направленностью, ведь каждый раз собирают новую аудиторию: то руководителей, то методистов, то специалистов обслуживания, можно собрать библиографов. Это всегда точечная работа, выступления соответствуют конкретной проблематике и конкретной аудитории.

— Какие ярко-выраженные проблемы вы наблюдаете в библиотечном деле?

— Если говорить о внешних проблемах, то самая большая из них – это недофинансирование библиотек. Любая инновационная деятельность библиотек требует финансовых вливаний. Пользователи хотят, чтобы дизайн и пространство библиотеки были комфортными и уютными. И многие библиотеки, особенно сельских поселений, ограничены в этом ресурсе. Мы говорим об инновациях и что результаты показывают такие и такие ориентиры, но им это сложно реализовать, потому что не хватает денег. Не хватает денег на подписку, на комплектование фонда, на ремонт библиотеки, на создание более комфортных условий, на привлечение специалистов, на проведение творческих встреч с авторами.

Вторая проблема – это профессиональный менталитет библиотекаря, который в условиях агрессивной рыночной экономики очень сложно меняется и приспосабливается по требованию этой экономики. Библиотекари позиционируют себя, как некий светоч знания, как специалист, который является проводником в культурном наследии. С одной стороны это действительно так, но с другой стороны, тем же библиотекарям приходится решать вопросы финансирования, помощи спонсорских средств, но они не заточены на маркетинг, на саморекламу. И если в коммерческой среде это воспринимается нормально и от успеха этой деятельности зависит успех всего дела и предприятия, то библиотекари не привыкли эту деятельность осуществлять.

— Может, стоит создать маркетинговый отдел в библиотеке?

— Хорошо бы, но государство ставит задачу оптимизировать библиотеки – их сокращают, сливают. На всероссийском уровне идёт речь о слиянии двух библиотек – Российской государственной и Российской национальной. Это классические библиотеки Москвы и Санкт-Петербурга. Если уже речь идёт о сокращении финансирования этих двух национальных библиотек, то в регионе это происходит в ещё более жёстких формах. Да, хорошо бы библиотеке иметь своего пиарщика, маркетолога, психолога, юриста, но возможностей для этого очень мало.

— Но зачем прибегают к такой крайней мере, как оптимизация? Ведь если библиотеки сокращают или сливают в клубы, например, то деградация населения неизбежна! Люди итак мало читают.

— Вы правы. В этом как раз и проявляется специфика библиотеки, как социально-коммуникационного института. Библиотека работает в сфере духовного производства. Результат от её деятельности: а) не виден; б) отложен во времени. Например, когда мы вкладываем в ребёнка, он только потом через 25 лет, возможно, совершит поступок, который обусловлен его воспитанием, усилием педагогов, усилием библиотекарей. Гуманитарная составляющая, как правило, не прощупывается. А с позиции рыночной экономики результат эффективности, по которому нас оценивают и пытаются разработать методики оценки библиотечной деятельности, нужен здесь и сейчас. Нас просчитывают по количеству пользователей, и у библиотек теряется индивидуальная работа. Они начинают работать с массой, в сфере массовых потребностей – это чревато! Мы упускаем личность. Но нужны показатели, нас оценивают по ним. У нас есть государственные муниципальные задания, по которым мы работаем и по которым мы должны показывать результаты. Но, несмотря на рамки и ограничения, исходящие со стороны государства, библиотеки, которые хорошо работают, всё преодолевают, и их поддерживают. Здесь многое зависит от дирекции библиотеки, от самих работников, от тех контактов, которые накладываются между библиотеками в местном сообществе. Об этом я говорю на своих лекциях и тренингах. Ответственность за судьбу библиотеки возлагается не только на учредителя, но и на самих библиотекарей, которые эту судьбу реализуют.

— Ирина Юрьевна, каким, на ваш взгляд, должно быть стратегическое развитие библиотек?

— Индивидуальным. Это моя тема, этим я занимаюсь. Стратегию можно разработать только с учётом тех внутренних и внешних факторов, которые библиотеку окружают, тех возможностей и угроз, в которых она существует. Каждая библиотека должна идти по пути поиска своей стратегии. Многие боятся и существуют в пространстве сиюминутности. Всё слишком быстро меняется: сегодня нас любят, завтра отвергают, послезавтра пришёл новый глава, есть кадры, нет кадров, кто-то уволился, проект рухнул! То есть библиотекам очень сложно адаптироваться в рыночных условиях. Нужно понять, что такое стратегия, зачем она нужна? Но универсальной стратегии нет. Где-то подойдёт стратегия библиотеки, как центра местного сообщества, где-то культурно-досуговая, где-то молодёжная.

Я езжу по России, бываю в разных уголках, на разном уровне. Много факторов влияет на то, какой библиотека может быть, и какой она должна стать. Поэтому задача руководства заключается в определении этих факторов и выборе той генеральной линии, которая обеспечит успех библиотеки в будущем. Но если говорить о тенденциях в целом, то сейчас побеждает культурно-досуговая концепция библиотеки, где главное – это организация досуга, это мероприятия массового характера, это обеспечение массовых потребностей, это выход за пределы библиотеки, проведение ярких акций. То есть библиотека встраивается в социальные потребности и в социальную жизнь общества и становится партнёром этого общества.

— Какие инновации необходимо внедрить в библиотечное дело?

— Тоже всё индивидуально. Инновации вторичны по отношению к стратегии.

Продолжение читайте во второй части интервью…

20:08
898

2 комментария

Людмила
10:55
+1
Спасибо, Анна за содержательное интервью с умным и грамотным профессионалом! Побольше бы таких преподавателей и специалистов, которые знают проблемы и предлагают решения; делятся практическими советами. Ирине Юрьевне успехов в продвижении идей, креативного окружения и хороших студентов.
Людмила, спасибо вам за ваш комментарий! Согласна с вами — Ирина Юрьевна очень интересный преподаватель, слушать её одно наслаждение!
Загрузка...