Почему важно сохранить Белорецкий мост

Почему важно сохранить Белорецкий мост

Описание моста

Материал: лиственница, сосна;

Конструкция: ригельно-подкосная;

Длина моста: ̴ 550 м;

Год постройки: 1935;

Координаты: N 53° 58.768' E 58° 24.829'

История

В феврале 1935 года начато строительство деревянного пешеходного моста через Белорецкий пруд. Работы производились Отделом капитального строительства Сталепроволочно-Канатного Завода[1]. Начальником завода, для выполнения работ было заявлено 40 плотников. Однако, необходимого количества рабочих так набрано и не было. Кроме того, постоянно существовал дефицит стройматериалов, а из 4-х копр[2] только одна выполняла план по установке свай (Бел. Раб. №31 от 16.02.1935).

Тем не менее, через 3 месяца, то есть в мае того же года, стройка была закончена.(Бел. Раб. №107 от 28.05.1935). Строительство моста обошлось заводу в 100 тыс. рублей[3]

На мосту было проведено освещение, установлены бочки с водой и лейки в качестве противопожарного инвентаря (Бел. Раб. №118 от 10.06.1935). Однако, обслуживание противопожарного инвентаря и его охрана организована не была, и в скором времени окончательно снята.

Также были организованы подходы к мосту, выполнено их освещение.

Выстроенный мост сократил путь рабочим, проживающих в Верхнем селении в районе Мраткино, до Сталепроволочно-Канатного Завода на 2,5 км. Жители других районов города, не смотря на то, что к ним был ближе другой, мост через платину, также предпочитали пользоваться деревянным пешеходным мостом, так как логистически по нему было быстрее добираться до сталепроволочно-канатного завода. Помимо этого, мост теснее связал два района города, располагающихся на разных берегах реки, между которыми сообщение осуществлялось только окружным путем или зимой по льду пруда.

В годы Великой Отечественной войны Сталепроволочно-канатный завод № 706 с позывным кодом «Жемчужина» сыграл важнейшую роль, став практически единственным поставщиком уникальной метизной продукции для танковых, авиационных, артиллерийских, оружейных заводов страны. 10 мая 1944 году Сталепроволочно-Канатному Заводу по итогам Всесоюзного соревнования присуждено первое место и присвоено звание «Лучший метизный завод Советского Союза». Деревянный мост, как инфраструктура завода и города, исправно справлялся с переправкой рабочих, которые не взирая на голод, холод, 12-ти часовой рабочий день с одним выходным в неделю, сражались в тылу за обороноспособность нашей страны в годы войны. Поэтому, звания «Труженика тыла» и «Лучшего метизного завода» по праву распространяется и на деревянный пешеходный мост.


[1] Название существовало до объединения с Металлургическим Заводом в Белорецкий Металлургический Комбинат 1958 г.

[2] Копер — строительная машина, предназначенная для подъёма и установки сваи на точку погружения.

[3] Курс доллара США к советскому рублю в 1935 г. составлял 1,1509.

Современное состояние дел

В настоящее время мост находится в аварийном состоянии. Элементы его конструкции сгнили, отвалились и были частично разобраны вандалами. Во избежание несчастных случаев, муниципалитет запретил пользоваться мостом, прикрепив соответствую табличку при входе[4].

Острая проблема обслуживания моста началась в 1994 г., когда Белорецкий Металлургический Комбинат (БМК) был приватизирован и преобразован в акционерное общество. В результате этого процесса ряд структур, принадлежавших ранее комбинату, выпали из зоны интересов акционерного общества и в лучшем случае были приняты на баланс муниципалитета. Такой переход собственности от одного хозяина к другому не произошел с пешеходным деревянным мостом через Белорецкий пруд. Одной из причин этому, по-видимому, является то, что в свое время, то есть в 1935 г., не были оформлены документы, закрепляющие право собственности Сталепроволочно-Канатного Завода, а впоследствии и БМК над деревянным пешеходным мостом. Согласно выписке, предоставленной Министерством земельных и имущественных отношений РБ, данный мост не числится в собственности металлургического комбината.

Тем не менее, вплоть до 2013 г., комбинат производил частичный ремонт моста в соответствии с временными договоренностями на переходный период до момента определения государством уполномоченного в лице муниципальной или республиканской власти, который будет содержать мост (Бел. Раб. №197-198 от 22.10.13).

БМК неоднократно обращался в Минземимущество РБ с вопросом о статусе моста. В ответ министерство рекомендовало муниципалитету г. Белорецка рассмотреть вопрос о принятии моста в муниципальную собственность. Кроме того, к решению вопроса по мосту были привлечены правоохранительные органы и МЧС (Бел. Раб. №197-198 от 22.10.13).

Администрация города несколько раз обращались к местным бизнесменам и просила взять мост на поруки, но желающие так и не нашлись. Зимой по ее распоряжению опиливаются сваи, чтобы избежать их повреждения льдом.

В 2014 г. белорецкой общественностью была создана петиция на сайте Change.org, адресованная в администрацию г. Белорецка и Белорецкого района и главе РБ Р.З. Хамитову. Петиция собрала 2176 голосов. Помимо этого, в городе происходил сбор подписей за сохранение моста. Письмо за подписью 4 тысяч жителей было передано в администрацию города. Кроме того, некоторое время в Белорецке существовал благотворительный фонд, собиравший деньги на реконструкцию моста. Однако из-за низкого уровня жизни, как и во всех моногородах России, достаточную сумму денег фонду собрать не удалось.


[4]Данный подход к проблеме стал, к сожалению, традиционным для современной России, в которой понос лечат затыканием. Если мы желаем блага нашей большой и малой родине, то поступательное решение как раз негромких и некрасивых вопросов выведет нас на достойный уровень жизни, уважительное отношение к друг другу и окружающей среде, воспитает неравнодушных потомков.

Почему есть необходимость сохранения и реконструкции моста?

1.

Деревянный пешеходный мост через Белорецкий пруд является одним из немногих памятников деревянного мостостроения, сохранившихся в России. Конструкция моста была разработана в XIX веке и в 1935 г. воплощена в функциональный и действующий мост.

Конструкция моста относится к ригельно-подкосной системе. Основными преимуществами подкосных систем являются: простота конструкции, возможность изготовления их из местного круглого леса без привлечения высококвалифицированных исполнителей, эффективное использование работы бревен на сжатие с изгибом и сравнительно небольшой расход стали — на скобы и болты.

В других регионах России мосты подобной и других конструкций постепенно заменились на железобетонные. Белорецк является единственным из известных городов, в котором пока существует инженерное сооружение школы деревянного мостостроения XIX века. Помимо срочного ремонта моста необходимо начать процедуру по присуждению деревянному пешеходному мосту статуса памятника истории и культуры.

2.

Мосты (наряду с почтой, телеграфом, банками и вокзалами) являются стратегическими объектами города. На данный момент в г. Белорецк действует 4 моста, разной пропускной способности, 2 из которых автомобильные. Максимальное расстояние по берегу от домов Нижнего селения до ближайшего моста на плотине – 4 км. Если бы деревянный пешеходный мост функционировал, тогда бы это расстояние для жителей самых удаленных домов уменьшилось на 1/3 и повысило бы безопасность эвакуации или общей мобилизации населения города.

3.

Патриотизм. Мост — это исторический объект для патриотического воспитания молодёжи. Мост активно использовался всё время, особенно во время Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления СССР.

Действующие в городе краеведческие и экскурсионные объединения осуществляют экскурсионные программы по городу, в том числе по посещению пешеходного деревянного моста. Дети видят, в каком он сейчас состоянии. Но это ли истинное отношение государства к своей истории? Военной истории. Одной из задач государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ №1493 от 30.12.2015 является:

«содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны,… активизации интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества; углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов».

4.

Пешеходный деревянный мост наравне с водонапорной башней является визитной карточкой Белорецка. В любых поисковых системах интернета на запрос «Достопримечательности Белорецка» выходят ссылки на этот мост. Белорецкий деревянный мост до 2016-го года являлся самым длинным деревянным мостом в России. В 70-е годы 20 века на фоне моста снималась сцена для эпического советского сериала «Вечный зов», по одноименному роману Анатолия Иванова. Туристические сайты в описании Белорецка рекомендуют его к посещению, но также оговаривают его плачевное состояние. Этот мост упоминался в федеральных СМИ около 7 раз, в региональных – 11, в соцсетях, блогах, онлайн-платформах – 19 (Приложение 1).

Пешеходный деревянный мост через пруд придает своеобразный колорит уездного города N Белорецку. И это происходит на фоне того, что в городе продолжают перестраиваться, сноситься, закрываться рекламными вывесками и сайдингом дома XIX века. Город продолжает застраиваться разномастными сетевыми супермаркетами, частными магазинами и прочими сооружениями, лишающими наш город аутентичности уральских городков, возникших при «железоделательных» заводах.

Необходимо включить пешеходный деревянный мост в рекреационный ансамбль, создающийся в данное время на левом берегу реки в районе пляжа. Связать в единую пешеходную систему дорожку, идущую вдоль берега к мосту, сам мост и дорогу, ведущую в район базы отдыха «Парус», которая уже активно используется горожанами для пеших прогулок и пробежек отдыха.

Кроме того, с правобережной стороны моста во времена, предшествующие его разрушению, начинались пешие маршруты в пос. Отнурок и гору Ялангас. С возрождением в нашем районе спорта и туризма следует восстановить этот маршрут и, т.о, мост.

Для привлечения большего внимания к Белорецку и его достопримечательностям можно объявить конкурс на название пешеходного деревянного моста.

Данные преобразования усилят привлекательность Белорецка для семейного отдыха и отдыха людей старшего возраста, а также восстановят, пришедший в запустение маршрут для прогулок местных жителей вдоль берега реки.

5.

Сентиментальная составляющая – самая важная личная причина для каждого жителя Белорецка сохранить деревянный мост. Уже три поколения людей выросло, зная, что в этом месте пруда находится мост. Его решетчатая конструкция гармонично вписывается в ландшафт, побуждая жителей города любоваться мостом, гулять по нему, вызывая успокоение, светлые и добрые эмоции от деревянных поручней, настилов и воды, уносящей все тревожные мысли.

Мост связывает времена и поколения людей. В 1941 году по этому мосту переходили пруд к станции узкоколейной железной дороги солдаты, отправляющиеся на фронт. Для многих из них это стало последней мирной переправой, перед преодолением Стикса. Это нужно представить, держать в памяти и передать потомкам во избежание повторения войны.

Белорецк – маленький город, население его всего 66 тысяч человек. Дома в основном советской коробочной формы. Старые дома с флигельками, башенками и арочными окнами, как было указано выше, не сохраняются. Психологически у людей происходит уставание от однообразия окружающей среды, на фоне чего начинают развиваться аддиктивные расстройства и апатия. Более пассионарные личности стремятся покинуть город в поисках более открытых и разнообразных условий жизнедеятельности.

Сохранение пешеходного деревянного моста добавляет разнообразие в белорецкий ландшафт и, как следствие, является одним из факторов, удерживающих в городе положительные демографические тенденции.

Современные прецеденты

Единственным известным в настоящее время случаем, связанным со строительством деревянного пешеходного моста, является его сооружение в городе Киржач Владимирской области в 2016 г. На всех веб-сайтах, освещавших его постройку, упоминается также, белорецкий пешеходный деревянный мост в той связи, что он до постройки моста в Киржаче был самым длинным в России. Киржачские строители специально пошли на рекорд и построили свой мост длиннее белорецкого на 5 м. Тем не менее если 100% белорецкого моста проходит над рекой, то в Киржаче мост представляет из себя по большему счету помост, сооруженный над заболоченной местностью и лишь несколько десятков метров моста проходит над рекой.

Две основные цели преследовались при сооружении моста в Киржаче: короткая дорога до работы сотрудникам типографии и рекреационная функция.

Строительство моста длилось 3 месяца, стоимость объекта – 5 млн. руб. Сайт Киржачской типографии, курирующей постройку моста:https://kt-print.ru/.


Мария Бородавкина


Использованная литература

  1. Деревянный мост через пруд, сооруженный в 1935 г….// Газета Белорецкий рабочий, фотография, 27. 04.1936 — №100.
  2. Иванова-Веэн Л.И. Русские деревянные мосты. [Электронная книга] http://les.novosibdom.ru/node/468.
  3. Кто хозяин моста?// Газета Белорецкий рабочий, 10.06.1935 — №118.
  4. Новый мост через пруд, построенный по наказам рабочих// Газета Белорецкий рабочий, фотография, 28.05.1935 — №107.
  5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы.Постановление Правительства РФ №1493 от 30.12.2015.http://pravo.gov.ru/
  6. Обязательства треугольника сталепроволочно-канатного завода// Газета Белорецкий рабочий, 30.03.1935 — №63.
  7. Строительство моста закончить в срок// Газета Белорецкий рабочий, 16.02.1935 — №31.
  8. Швец Л.П. Мост времен и поколений// Газета Белорецкий рабочий, 23.10.2013 — №197-198.
  9. Щусев П.Е. Мосты и их архитектура. – М. – 1952. –359 с.

Приложение 1.

Ссылки, в которых упомянут деревянный пешеходный мост через Белорецкий пруд:

Федеральные СМИ:

  1. Мост из фильма «Вечный зов» оказался под угрозой обрушения. НТВ.Ru. URL: www.ntv.ru/novosti/1633138/;
  2. Жители Башкирии протягивают мостик к главе республики. 10 октября 2014. Клуб регионов. Федеральная экспертная сеть. URL: http://club-rf.ru/02/news/35454?print;
  3. Самый длинный деревянный мост в России к июлю построят во Владимирской области. 19 мая 2016. ТАСС Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/obschestvo/3294208;
  4. Что ждет легендарный деревянный мост в Белорецке. 10 октября 2017. Моногорода. http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/news/282-chto-zhdet-legendarnyy-derevyannyy-most-v-beloretske;
  5. В республике разрушается самый длинный деревянный мост в Росии. 28 июня 2014. Новости@mail.ru. URL: https://news.mail.ru/society/18703992/;
  6. Белорецк может лишиться моста, на котором снимали «Вечный зов». 10 декабря 2015. URL: МКRU.http://ufa.mk.ru/articles/2015/12/10/beloreck-mozhet-lishitsya-mosta-na-kotorom-snimali-vechnyy-zov.html;
  7. Самый длинный дервянный мост для пешеходов построят во Владимирской области. КВобзор. URL: kvobzor.ru/news/i28631

Региональные СМИ:

  1. В Башкирии разрушается некогда самый длинный в стране деревянный мост. 2 мая 2017. GTRK.TVБашкортостан. Прямой эфир. URL: https://gtrk.tv/novosti/44528-bashkirii-razrushaetsya-nekogda-samyy-dlinnyy-strane-derevyannyy-most;
  2. Белорецкий деревянный пешеходный мост.26 июня 2014. Наш Урал. nashural.ru/mesta/bashkortostan/beloretskij-derevyannyj-peshehodnyj-most/;
  3. Висячий мост в Белорецке спасет благотворительный фонд горожан. 19 ноября 2015.Уфа1. Новости. URL: https://ufa1.ru/text/gorod/102100197691392.html;
  4. В Башкирии разрушается самый длинный деревянный мост. 20 июня 2014. UFA7. URL:http://u7a.ru/articles/society/7532;
  5. Белорецкий деревянный мост. 8 декабря 2014. По тропам Южного Урала.URL: https://www.southural.ru/photos/albums/18341;
  6. В Башкирии разваливается самый длинный в стране деревянный мост. 21 сентября 2017. Ufa1.ruНовости. URL: https://ufa1.ru/text/gorod/345733312352256.html
  7. Самый длинный деревянный мост в России, Белорецк, Башкортостан. 17декабря 2017. BASH-news.ru. URL: http://bash-news.ru/132864-samyiy-dlinnyiy-derevyannyiy-most-v-rossii-beloretsk-bashkortostan.html;
  8. В Белорецке создается фонд по сохранению деревянного моста. 27 декабря 2015. Mkset.ru. URL: https://mkset.ru/news/incident/27-12-2015/v-beloretske-sozdaetsya-fond-po-sohraneniyu-derevyannogo-mosta;
  9. В Башкирии разрушается некогда самый длинный в стране деревянный мост. 1мая 2017. НOBOCТИ@RB7.RU. URL: https://rb7.ru/news/166607;
  10. В Белорецке может рухнуть самый длинный деревянный мост России. 30 июня 2014. 102.vc. URL: http://www.102.vc/news/524;
  11. Белорецк – этот город назвали в честь самой длинной реки Башкирии. 25.09.15.Общественная электрогазета РФ. URL: i-gazeta.com/news/region102/33602.html

Онлайн-платформы, блоги соцсети:

  1. Деревянный мост из фильма «Вечный зов». 25 сентября 2016. NationalGeographicРоссия. URL: www.nat-geo.ru/photo/916834/;
  2. Фото достопримечательностей России и мира. 22 сентября 2016. Isilgan.ruURL: http://www.isilgan.ru/2016/09/Peshehodnyj-derevjannyj-most-Gorod-Beloreck-Respublika-Bashkortostan.html;
  3. Заводской пруд и деревянный мост в Белорецке. 19 декабря 2014. Туристический путеводитель Tourweek. URL: tourweek.ru/user/1944/albums/111339/282326/;
  4. Сохранить культурно-исторический памятник в городе Белорецк деревянный пешеходный мост через Белорецкий пруд. Change.org. URL: https://www.change.org;
  5. Белорецкое водохранилище. Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/;
  6. Белорецкий деревянный мост. VK. URL: https://vk.com/mostcherezpryd. 224 подписчика.
  7. Деревянный мост в Белорецке. 14 августа 2017. Лица власти. Портал неофициальных сообщений. http://xn--80aafwdnd3cj8a.xn--p1ai/vopros/48469/derevyannyi-most-v-belorecke.html;
  8. В Белорецке «Вандалы и безвластие», брошенный памятник Ленину и дорожки на кладбище из памятников.16 октября 2013. Life Journal.URL: https://aganezagababych.livejournal.com/4765.html;
  9. Белорецк. Столица Горной Башкирии. 29 марта 2011. VENIVIDI. URL: http://venividi.ru/node/21860;
  10. Сила Пикабу — Ну а кто еще? Picabu. URL: https://pikabu.ru/story/sila_pikabu__nu_a_kto_eshche_5194738;
  11. Пешеходный мост в Белорецке. 14 марта 2016. Rutreveller. URL: https://www.rutraveller.ru/place/137985;
  12. Белорецкий деревянный пешеходный мост. ВотпускRu. URL: https://routes.votpusk.ru/place.asp?s=e8e37325-d7b0-444b-93ae-f555562ac225;
  13. Спасите самый длинный деревянный мост в России. 19 июня 2014. Электронная приемная органов власти Республики Башкортостан. URL: letters.openrepublic.ru/request/103663/;
  14. Самые странные мосты в России. Русская семерка. URL: http://russian7.ru/post/samye-strannye-mosty-rossii/;
  15. Спасти деревянный мост. 22сентября 2014. LifeJournal. URL: https://varandej.livejournal.com/686727.html;
  16. Белорецк от горы Малиновой до заброшенного аэродрома. 26 марта 2017. Авантюра. Туристический клуб. URL: https://avantura.club/travel/beloretsk-ot-gory-malinovoj-do-zabroshennogo-aerodroma/;
  17. Самые необычные мосты России. Кириллица. 18 июля 2017.URL: https://cyrillitsa.ru/past/39220-samye-neobychnye-mosty-rossii.html;
  18. Горнолыжный курорт Белорецк. Суточно.ру. URL:https://beloretsk.sutochno.ru/info/gorod.
  19. Кто-то хочет ранить Белорецк в самое сердце. http://yarko-zhivi.ru/beloreck/24-kto-to-hochet-ranit-beloreck-v-samoe-serdce.html; https://vk.com/gazeta.zhivi?w=wall-139076404_102


15:55

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...